Задание: На основе представленных ниже документов сделайте и запишите выводы о процессах, происходивших в 30-е гг. в области культуры.

Из книги Л. Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко на заседании шахматной федерации. 1932 г.

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу «шахматы для шахмат», как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

Из выступления А. Довженко на совещании, посвященном историческим фильмам. 1940 г.

И в «Петре I», и в «Александре Невском», и в «Минине и Пожарском», и в «Богдане Хмельницком»… есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначить секретарем Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде…

Ответ: 
Правительство все больше проникало в сферы жизнедеятельности граждан. Наука, литература, художественная культура, образование были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление.
Контролировались даже учебники по истории. Они переписывались, а некоторые вопросы толковались в абсолютно другом смысле.
Цензура распростронялась на все виды искусства, в том числе и на кинематограф, который только недавно стал приобретать популярность.

Духовная жизнь в 30-е гг. История России. Рабочая тетрадь 9 класс. Все задания.


Комментарии