Из выступления У. Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 г.
Мы понимаем, что русские должны чувствовать себя в безопасности на своих западных границах от какого-либо возобновления германской агрессии. Мы приветствуем занятие Россией полагающегося ей места среди руководящих наций мира…
Однако моя обязанность заключается в том, чтобы представить положение в Европе.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются… не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы…
Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии. Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены претензиями, которые осуществляет Московское правительство…
В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические «пятые колонны», которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, полученным от коммунистического центра…
Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин…
Наша старая доктрина равновесия является несостоятельной.
Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…
[Предотвращение войны] можно обеспечить, только если в настоящее время, в 1946 г., будет достигнуто полное взаимопонимание с Россией по всем вопросам под общим руководством Объединенных Наций.
Из интервью И. В. Сталина газете «Правда» 14 марта 1946 г.
В о п р о с : Как Вы расцениваете последнюю речь г-на Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
О т в е т : Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
В о п р о с : Можно ли считать, что речь г-на Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
О т в е т : Безусловно, да. По сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны… По сути дела г-н Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно — и тогда все будет в порядке. В противном случае неизбежна война…
В о п р о с : Как Вы расцениваете ту часть речи Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские отношения, установившиеся между этими государствами и Советским Союзом?
О т в е т : Эта часть речи Черчилля представляет смесь элементов клеветы с элементами грубости и бестактности…
Вопросы:
1. Как вы думаете, были ли основания у Черчилля и других западных политиков не доверять советскому руководству после окончания войны? Почему? Ответ
2. Можете ли вы найти в речи Черчилля мотивы реальной угрозы в адрес СССР? Ответ
3. Согласны ли вы с оценками Сталина выступления Черчилля в Фултоне? Почему? Ответ
Идеология и культура. История России. Рабочая тетрадь 9 класс.
Все задания.